The Burning Doors of Perception

Одно из самых заметных явлений метамодернизма (мета здесь как производная от платоновской μεταξύ [1]) начала этого века — амбивалентность, осцилляция между реальностью и гиперреальностью, означающим и означаемым, плюсом и минусом, добром и злом, и в то же самое время — их одновременность [2].

И это проявляется во всём. Взять, к примеру, сегодняшнюю ленту фейсбука — в ней одновременно, параллельными потоками обсуждаются и горящая дверь здания ФСБ на Лубянке, и новый фильм про Джеймса Бонда.

И в обоих случаях — большинству высказывающихся нравится.

И, опять же, повторяясь, — это удивительно и не удивительно одновременно: такова суть метамодернистского нарратива.

И это интересно немного поисследовать.

  1. The Burning Doors: Горящую дверь представляют чуть ли не как «врата ада» и «так им и надо». То есть, иными словами, зло должно быть и может быть наказано любыми средствами (да хоть огнём и мечом), и это однозначно оправдывают в данном случае — мол, отличная акция, классный перформанс, современное искусство, вызывает уважение. Тысячи лайков и репостов.
  2. Of Perception: И Бонд большинству нравится тоже. Что, мол, тут может не нравиться? Режиссёр прекрасный, как обычно всё выдержано в стиле: новая «тёлочка», свежие «тачки», главный герой весь такой из себя «мачо», «няшечка» и «мимими» (и прочая, прочая лексика инфантилизированных взрослых).  Как ему можно отказать..? В общем, «деньги в кассу, культуру в массы», да и только. (На самом деле, этот фильм бондианы в качестве примера взят, потому что идёт сейчас — вообще же и уже подзабытая борниана подойдёт, и свежая «невыполнимая миссия»)

«Симулякры берут верх над историей». [3] Это Бодрийяр ещё в 1976-м году написал. С тех пор симулякры успешно взяли верх над историей. Более того, симулякры успешно отбили все попытки своей субверсии и успешно же экспроприировали реальность, подменив её собой.

И вот в чём, собственно, дело — ведь зло во втором случае всё то же самое, оно просто прячется за симулякр в лице Джеймса Бонда. Здесь более тонкая игра: хочешь безнаказанно убивать — кажись мимишным, будь мнимым. И тогда люди к тебе потянутся, и тогда тебе будет разрешено и позволено абсолютно всё.

Как ему можно отказать… убивать? 

Вы, да именно вы, посредством глобального плебисцита и референдума в виде похода в кинотеатр, даёте «системе», «матрице» лицензию на убийство — на «гуманитарные бомбардировки» (вот уж где симулякр зло смеётся над всеми нами!), секретные пыточные тюрьмы по всему миру, безнаказанное и неподсудное убийство дронами, тотальную электронную слежку за вами же самими в интернете — одним словом, настоящую licence to kill, не виртуальную, как вам кажется.

Про секретные пыточные тюрьмы чуть подробнее — просто потому, что опять же не могу не воспользоваться прекрасной метафорой: «You don’t get it, I built this place. Down here I make the rules. Down here I make the threats. Down here… I’m God.» [4] И это говорится в лицо Нео на станции Mobil Ave – mobil это анаграмма limbo. [5] Лимбо — чистилище, место вне юрисдикций, где не работают никакие привычные законы, где единственный закон — это закон того, кто схватил тебя и посадил в эту тюрьму. Опять думаете «матричный» вымысел? А вот нет, самая что ни на есть суровая реальность: встречайте black sites — секретные тюрьмы ЦРУ. [6] Фильм «Матрица: Революция» вышел на экраны в 2003-м году. В то время «тёмные места» уже вовсю работали.

Прозрачность зла и зло прозрачно.

В этом-то, как ни странно, и заключается его сила: оно не скрывается от вас, а с удовольствием выставляет себя напоказ — «Yes, we can». «Soft power», открывающая врата (двери, они самые) самому что ни на есть тяжёлому насилию — оно вырывается наружу — «Breaking Bad», и отправляется «во все тяжкие» с вашей же санкции.

В этом ирония мира гиперреальности, её перевёрнутый мир: вы ходите в кинотеатр, чтобы увидеть виртуальность, а на самом деле только там вы и видите реальность (да ещё и за ваши же деньги! — хотя, что такое современные деньги как не цифрознак, ничем от пикселей на экране своим онтогенезом не отличающийся), думая, что это воображаемая виртуальность, потому что так вас заставляет думать сама гиперреальность.

И вот эта раздвоенность, этот диссонанс восприятия (оно же — perception), эта осцилляция metaxy, метамодернизм российской «прогрессивной общественности» — поражает, наповал.

В первом случае, зло — оно явное, грубое и оно — своё. Его надо ненавидеть, его можно жечь.
Во втором случае, зло — оно завуалированное, гламуризированное и оно — импортное. Его надо любить, его научили любить.

Импорто-вымещение. То есть буквально: MI6 можно всё, а ФСБ надо сжечь. Или ещё проще: своё сжигаем, чужое потребляем.

«If the doors of perception were cleansed every thing would appear to man as it is, infinite.» [7]

Дверь-то вроде подожгли, очистили (the doors of perception were cleansed), но вот видеть вещи таковыми, какие они есть на самом деле (thing would appear to man as it is) никто по-прежнему не хочет.

Вместо однозначного и неамбивалентного аксиологического вектора российское общество (справедливости ради — и весь остальной мир вместе с ним) предпочитает жить в парадигме метамодернизма, основным слоганом которого является «We must go forth and oscillate!» [8] — метание туда-сюда, на месте.

«Но … Кончился твой энерджайзер, кончился
Мимо идет мужик, от смеха корчится
Ты видишь исключительно усмешки на лицах
И вдруг понимаешь, что тебе это снится
Ты проснулся, умылся, побрился, отжался
Наступил на кота, с женой поругался
Помирился с женой, поругался с дорожной полицией
И вдруг обнаружил, что тебе это снится
Ты идешь на работу, уходишь с работы
Постепенно забывая откуда и кто ты
Постоянно забывая откуда и кто ты

Навсегда забывая что тебе это снится» [9]

The End. Fin. Фильм закончился, включился свет, вы снова вышли в мир вымысла.


 

[1] Wikipedia, Metaxy, https://en.wikipedia.org/wiki/Metaxy (последний раз открывалась: 09-ноя-15, 16:07)

[2] Luke Turner, Metamodernism: A Brief Introduction, 2015, http://www.metamodernism.com/2015/01/12/metamodernism-a-brief-introduction/ (последний раз открывалась: 09-ноя-15, 15:47)

[3] Жан Бодрийяр, Символический обмен и смерть, Добросвет «Издательство КДУ», 2015, стр. 124

[4] The Matrix Revolutions, 2003, http://matrix.wikia.com/wiki/The_Trainman (последний раз открывалась: 09-ноя-15, 18:16)

[5] The Matrix Revolutions, 2003, http://matrix.wikia.com/wiki/Mobil_Avenue (последний раз открывалась: 09-ноя-15, 18:22)

[6] Wikipedia, Black site, https://en.wikipedia.org/wiki/Black_site (последний раз открывалась: 09-ноя-15, 18:23)

[7] William Blake, The Marriage of Heaven and Hell, 1790, Plate 14, http://www.blakearchive.org/exist/blake/archive/object.xq?objectid=mhh.b.illbk.14&java=no (последний раз открывалась: 09-ноя-15, 17:44)

[8] Luke Turner, Metamodernist Manifesto, 2011, http://www.metamodernism.org/ (последний раз открывалась: 09-ноя-15, 17:51)

[9] «Сплин», Тебе это снится