Чтобы начать управлять автомобилем на улицах города необходимо сначала изучить правила дорожного движения, изучить инструкцию по эксплуатации, изучить устройство, потренироваться управлять им на компьютерном симуляторе, потом отработать базовые элементы вождения на «площадке», затем уже начинать водить в городе с инструктором, после чего сдать экзамены и только после всего этого можно садиться за руль и… ехать самостоятельно.
Эта аналогия приобретения нового практического навыка практически универсальна.
И чем чаще я задумываюсь над этим и сравниваю эту схему с положением дел в современной русской философии, тем всё больше не могу отделаться от мысли о том, что до собственно «ехать» дело доходит крайне редко.
Что я вижу: вроде и все стадии пройдены, и экзамены сданы, но сразу после этого круг замыкается.
изучить правила, инструкции по управлению и устройство -> тренировка на симуляторе, отработка базовых навыков, вождение с инструктором -> сдача экзамена -> изучать правила, инструкции и устройство ad infinitum
В итоге имеем следующее:
- бесконечная эрудизация: повсеместный уход в изучение как можно большего числа правил, инструкций, автомобилей и водителей;
- бесконечная детализация: погружение в ниши и ньюансы;
- бесконечная историзация: изучение автомобилей и водителей прошлого, изучение древних языков для изучения древних инструкций по эксплуатации.
Регресс в бесконечность подготовки, начальной стадии, тренировки, приобретения навыка подменяет собой самостоятельное практическое применение приобретённого навыка.
Бесспорно, безусловно нужно сначала долго «быть собакой», быть немой собакой, но каждая собака когда-то должна начать лаять.
И в результате нет того, ради чего всё это по идее и предпринималось изначально, и что должно было стать конечной целью, венцом проекта, выходом в открытый космос — этого нет.
Нет главного — нет «ехать». Нет самой философии.